1825г.
Концепция творческого развития Большого театра России на 2004-2010 годы
Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. Большой театр может соответствовать этому званию только при условии постоянного и быстрого художественного роста, базирующегося на использовании всех факторов развития: внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных. Как уже доказала история мирового музыкального театра, быстрое и устойчивое развитие театра может быть только тогда, когда он создает и показывает новые спектакли высокого художественного качества, сравнимые со спектаклями лучших мировых музыкальных центров. Для этого требуются и новые идеи, и новые подходы к творчеству, и новый уровень технологии создания спектаклей.
За последние годы Большой театр доказал, что может ставить перед собой самые разнообразные творческие задачи и добиваться качественного результата. Осуществлены постановки опер "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" Глинки, "Мазепа" Чайковского, "Похождения повесы" Стравинского, "Игрок" и "Огненный ангел" Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, "Адриенна Лекуврер" Чилеа, "Сила судьбы", "Макбет" и "Фальстаф" Верди, "Летучий голландец" Вагнера, "Турандот" и "Мадам Баттерфляй" Пуччини, балетов "Лебединое озеро" Чайковского, "Легенда о любви" Меликова, "Раймонда" Глазунова, "Светлый ручей" и "Болт" Шостаковича, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Пиковая дама" и "Собор Парижской Богоматери" Ролана Пети, "Сон в летнюю ночь" Джона Ноймайера, одноактных балетов Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, современных российских хореографов.
В начале XXI века после долгого перерыва театр начал включать в репертуар шедевры русских композиторов века ХХ, переосмысливая их уже как национальную классику. За последние годы Большой театр познакомил публику с операми "Игрок" и "Огненный ангел" Прокофьева, балетами "Светлый ручей" и "Болт", оперой "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, в ближайшие годы репертуар театра пополнится оперой "Война и мир" Прокофьева. К 100-летию со дня рождения Шостаковича, впервые в истории мирового театра, на сцене Большого будут идти все три его балета ("Светлый ручей", "Болт", "Золотой век").
Не прекращая своей ежедневной деятельности, Большой театр осуществил ряд проектов просветительского характера: состоялась московская премьера "Песен Гурре" Шёнберга, концертное исполнение драматической легенды "Осуждение Фауста" Берлиоза, в камерных вечерах в Большом выступили выдающиеся солисты и ансамбли (15 концертов). Огромной популярностью стали пользоваться возрожденные выступления симфонического оркестра Большого театра на Новой сцене и сцене Большого зала Московской консерватории.
Трудно переоценить успех, который сопутствовал гастролям наших артистов балета в Париже и Лондоне, артистов оркестра и хора в Испании и Португалии, оперной труппы в Варшаве и Риге.
Театру удалось восстановить продуктивные партнерские отношения с Парижской национальной оперой, театрами Ла Скала, Ковент Гарден, Польской и Латвийской национальными операми, фестивалем "Флорентийский музыкальный май". Спектакль "Летучий голландец" впервые в российской истории осуществлен совместно с одним из крупнейших европейских театров - Баварской государственной оперой.
Успехи театра были отмечены Государственной премией России (балет "Пиковая дама") и шестью высшими наградами национальной театральной премии "Золотая маска" (спектакли "Пиковая дама", "Похождения повесы" и "Светлый ручей"). Создатель спектакля "Похождения повесы" Дмитрий Черняков первым из режиссеров музыкального театра был удостоен премии К. С. Станиславского.
В июле 2005 года начинается основной этап реконструкции исторического здания Большого театра. Подготовительный этап занял не один месяц, и теперь ход реконструкции ощутит на себе каждый зритель. А с сентября 2005 года по март 2008 года спектакли Большого театра можно будет увидеть только на Новой сцене. Полностью вернуться к нормальному функционированию на двух сценах Большой театр планирует в сезоне 2008-2009 гг.
Реконструкция Большого театра проводится с целью сохранения исторического архитектурного ансамбля театра, а переоснащение сцены - для создания современных спектаклей мирового уровня. За последние годы крупнейшие мировые театры (Ла Скала, Ковент-Гарден и др.) провели реконструкцию. Это не помешало им сохранить традиционные художественные принципы, зато позволило технически оснастить свои здания в соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми к главным национальным театрам дирижерами, художниками, режиссерами и хореографами, создающими спектакли в начале ХХI века.
И Большой театр после окончания реконструкции не только сохранит вековые традиции российского музыкального театра, но и станет абсолютно равноправным участником мирового театрального процесса, символом новой, сильной России, предметом гордости для каждого гражданина нашей страны.
Начиная основной этап реконструкции исторического ансамбля Большого театра, руководство театра стремится сохранить и развить поступательные тенденции его творческой деятельности, не сокращая обширный репертуар и продолжая знакомить зрителей с новыми постановками признанных шедевров отечественной и западной музыкальной культуры. В 2006 году Большой театр проведет гастрольный тур "Большой - России" и познакомит российских зрителей со спектаклями главного театра страны.
В условиях реконструкции, которая не может не оказать влияние на творческий процесс, руководство Большого театра считает своим долгом объяснить, каким образом будет осуществляться художественная деятельность театра. Главная цель - максимально сохранить творческий потенциал главного театра страны, спектакли текущего репертуара и продолжить его расширение и обновление.
|